Развитие мелкой моторики – необходимое условие для общего развития ребенка. Формирование этого навыка происходит постепенно и индивидуально у каждого малыша. Например, кто-то уже в год прекрасно справляется с обеденной ложечкой, а кто-то до пяти лет кушает только с ложки мамы. И тот, и другой случай абсолютно нормальны, ведь каждый малыш развивается по-особенному, в своем собственном темпе.
Поначалу движения малыша будут неаккуратны и неуклюжи. И неудивительно, ведь он только учится владеть своими ручками, которые не всегда его слушаются. Но специальные игры и тренировки помогут быстрее справиться с этой задачей и довести до автоматизма нужные алгоритмы. Кстати, в России совсем неспроста так популярна игра для малышей в «Ладушки» или «Сороку-белобоку». Мамы, развлекая детей нехитрыми движениями, массируют маленькие ладошки, что улучшает кровообращение и помогает малышу научиться лучше координировать свои движения.
Развивать у малыша мелкую моторику лучше всего с самого раннего детства. Но просто делать разные упражнения малышу будет скучно, поэтому лучше всего превратить эти упражнения в веселые и полезные игры и занятия. В педагогике выделяется три основных этапа в развитии мелкой моторики рук.
Первый период включает в себя возраст ребенка от 0 до 2 лет. Ребенку все интересно, он готов все трогать и пробовать на вкус. Особое внимание притягивают мелкие предметы, которые можно гладить, жмякать, катать и кидать. Вместе с мягкими игрушками ребенка можно занять работой с лоскутками ткани и пуговичками, подручным материалом, хорошо подойдут простые игры на липучках.
Начиная с двух лет у ребенка начинает активно расширяться словарный запас. Он уже умеет обращаться с некоторыми предметами и учится навыкам самообслуживания. После того, как малыш выучит названия основных цветов, можно активно привлекать к процессу раскраски, разминать пальчики лепкой из пластилина. Шедевров-скульптур пока что не получится, но заплатки на картинках ребенку прилепить уже под силам.
К 4 годам ребенок уже начинает осваивать письмо. Особенно важно в это время научить дошкольника правильно держать ручку и карандаш. Здесь уже не просто можно, а нужно привлекать задания на проведение прямых и плавных линий – сначала можно использовать простую палочку, затем – толсто пишущий фломастер. В это же время можно начинать постепенную работу с ножницами. В конце концов развитие мелкой моторики приведет к тому, что ребенок успешно освоит прописи.
Пока ребенок переживает все три этапа, не забывайте и об эмоциональной составляющей обучения. Хвалите малыша, даже если у него пока что плохо получается выполнение какого-либо задания. Чередуйте старые и новые упражнения, чтобы ребенку было легче освоить новые движения; старайтесь начинать и заканчивать работу с легкого массажа кистей рук. Не боги горшки обжигают – и если малыш будет видеть, как мама заинтересована в его личных подвигах (а в раннем возрасте для малыша каждое самостоятельное движение – это подвиг), то и результат не заставит себя долго ждать.