Спросите любого ребёнка-школьника: «Ты умеешь читать?». Он, конечно, очень удивится, пожмёт плечами и ответит: «Конечно, умею!». Однако, читать можно по-разному. Кто-то видит строчки, да не видит в них смысла. Чтение и понимание прочитанного — это очень важный винтик в механизме познания мира, в процессе обучения.
Навык осмысленного (или эффективного) чтения особенно полезен для ребёнка, потому что благодаря ему человек учится видеть смысловые части, контексты и подтексты прочитанного, учится читать «между строк».
Начинать чтение и понимание прочитанного лучше всего в раннем возрасте, когда ребёнок уже может разобрать текст по слогам — так быстрее и легче сформируется привычка осмысливания текста. Фундамент этого процесса состоит из трёх основных элементов: памяти, скорости и внимании.
Существует несколько методик для развития этого навыка. Например, можно предложить ребёнку прочитать текст и раскрасить или изобразить главного героя по описанию, которое в этом тексте приведено. Или даже «зашифровать» картинками прочитанное стихотворение, изобразив каждую его строчку визуально.
Самым сложным заданием на чтение и понимание прочитанного — это работа с текстом и тестом к нему. Но методика организации работы с ними проста: прочитайте с ребёнком вслух небольшой, но интересный текст, а затем постарайтесь по памяти ответить на вопросы, которые к нему прилагаются. Если будут сомнения — проверьте сами себя, перечитайте ещё раз текст, и если есть ошибки в ответах, то обязательно их исправьте.
Для развития навыка чтения и понимания также можно использовать разбитые тексты: это рассказы, в которых перемешаны местами абзацы. Ребёнку необходимо прочитать каждый из абзацев и по смыслу расставить их в правильной последовательности.
Методов развития этого навыка много, но стоит помнить главное — каждый из используемых приёмов должен быть в удовольствие для ребёнка!