Главная / Блог / Как объяснить ребёнку падежи?

Как объяснить ребёнку падежи?

Как объяснить ребёнку падежи? Казалось бы, ну чего может быть проще: берём шесть падежей, одного ребёнка, весёлую присказку про Ивана (помните, как в советском детстве заучивали: «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку»?) — и готово! Но нет…

Несмотря на то, что падежей всего шесть, эта тема всегда вызывает определённые сложности. Так, изучая падежи в начальной школе, ребёнок может столкнуться c кучей вопросов или даже проблем. Буквально в рамках одной-двух недель занятий ребёнку предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать к существительным правильные вопросы да ещё и определять падеж существительного в тексте. Тут уж, извините, одним «Иваном» не отделаешься.

Как же быть? А почему бы не применить пару хитростей с капелькой магии?

Например, для знакомства с темой можно использовать грамматическую сказку. У Валентины Волиной, автора книги «Весёлая грамматика» как раз есть такая. Начните занятие непринуждённо: «Жил-был Падеж…». Интригует и мотивирует.

А ещё можно пофантазировать самим. Например, а что будет, если слова не будут менять свои окончания и какой вообще тогда станет наша речь? Можно даже поиграть с ребёнком, составляя незатейливые и забавные предложения. К примеру, «Катя пошла в магазин и купила малина и клубника. А Паша съел макароны с сосиска». Чем забавнее и нелепее предложение, тем легче объяснить ребёнку значимость падежного окончания.

Или попробуйте составить небольшой рассказ с именем существительным, которое обязательно должно упоминаться в каждом из падежей хотя бы раз. «Я увидела (что?) машину. За рулём (чего?) машины сидел водитель. Он был доволен (чем?) машиной».

Ну и, конечно, не забывайте систематизировать информацию. Тут в ход можно пустить наглядные материалы — таблицы, иллюстрации, плакаты. Они помогут запомнить мудрёные названия и структурировать новую информацию, отработав её до автоматизма. Изучать падежи можно с ребёнком любого возраста — если вы видите, что ребёнок активно интересует правописанием слов, старается выяснить, как говорить правильно и как неправильно, то самое время браться за дело! А если быть точнее — за ручку и бумагу. А какие приёмы в работе с падежами используете Вы?